Борис Гусев призывает обновлённый Минстрой вплотную заняться техрегулированием. НОСТРОЙ поможет или хотя бы перестанет мешать?

Опубликовано: 06.06.2018, 21:43 Изменено: 06.06.2018, 21:43

Президент Российской инженерной академии Борис Гусев направил письмо на имя недавно назначенного главы Минстроя России Владимира Якушева, в котором остановился на актуальных проблемах строительной отрасли. Не последнее место среди них занимают вопросы технического регулирования. Об этом сообщил наш добровольный столичный эксперт, которому мы и уступаем место на народной трибуне.

***

Полная версия письма приведена на сайте АНСБ. Что же побудило представителя научного строительного сообщества, члена-корреспондента РАН взяться за перо? Ответ на это содержится в тексте послания. В нём, в частности, отмечается, что по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 17 мая 2016 года Президент Владимир Путин поручил Правительству привести в соответствие с современными требованиями документы технического регулирования в сфере строительства. И в том числе принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

Тем не менее, реальная ситуация, по мнению Бориса Владимировича, далека от идеальной. Не хотят чиновники прислушиваться к мнению профессионального сообщества, невзирая на настойчивые попытки строителей и саморегуляторов донести свою точку зрения. Более того, по мнению экспертов, в настоящее время отсутствуют системные подходы в работах по техническому нормированию и регулированию в строительстве и недостаточно организовано межведомственное взаимодействие в этой области.

Отметим основные моменты, которые приведены в письме.

«Отсутствие стратегического планирования развития строительной отрасли, в том числе в сфере технического регулирования и нормирования. Задержка с разработкой по поручению Президента РФ (с 2014 года) Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2030 года».

«Отсутствие поддержки законодательных инициатив Минстроя России по внесению изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Фактический мораторий на включение новых (актуализированных) сводов правил и ГОСТов в состав Перечня документов обязательного применения (доказательная база Технического регламента о безопасности зданий и сооружений), утверждённый Правительством РФ».

«Снижение качества разработанных (актуализированных) сводов правил, постоянное внесение изменений в утверждённые своды правил, дублирование требований ГОСТов и стандартов Национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства, принятие ГОСТов (бетон, цемент, плитка и так далее), идентичных европейским, но противоречащих российскому законодательству и действующим стандартам».

«Отсутствие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (разработка ведётся на протяжении 8-ми лет) и перенос его принятия на неопределённые сроки».

«Отсутствие в России технического регламента для строительных материалов и изделий, устанавливающего обязательные требования для этой продукции».

Дальнейшая часть письма содержит критику в адрес комитета ТК 465 «Строительство», работающего при Минстрое России. По мнению автора, в работе этого структурного подразделения можно найти конфликт интересов, закрытость и субъективность в принятии решений. Что привело к тяжёлым последствиям для всей отрасли.

Таким образом, профессиональное сообщество, устами одного из старейших и очень уважаемых своих представителей ставит «неуд» всей предшествовавшей политике Минстроя по техническому регулированию. Оценка неприятная, но, во многом заслуженная. Косвенным подтверждением этого стали и состоявшиеся кадровые перестановки в министерстве. Если бы всё было идеально, нынешняя команда продолжила бы свою работу. Поговаривают, что и вице-премьер РФ Виталий Мутко, во время представления нового главы Минстроя коллективу отметил, что некоторые ситуации «доводились до точки кипения». И добавил, что в будущем особое внимание стоит уделить вопросам техрегулирования.

Впрочем, а только ли главное строительное ведомство должно попасть под огонь критики? Ведь техрегулированием, наряду с Минстроем активно занималось и Национальное объединение строителей. Год за годом команда Ларисы Бариновой и Сергея Пугачёва трудилась над освоением необъятной сметы и штамповкой бесконечной череды СТО. Поглощение сотен миллионов продолжалось до тех пор, пока у нынешнего главы НОСТРОЙ Андрея Молчанова не дошли руки заглянуть в вотчину стандартизаторов и прикормленных ими разработчиков. После чего первые быстро написали заявления по собственному желанию, а вторых заставили переделывать свою работу.

Тем не менее, груда СТО уже написана и даже имеет статус обязательных к применению. Да вот только есть ли от них прок для отрасли? Судя по тому, как оценивают ситуацию с техрегулированием и представители сообщества, и власти, особой пользы увидеть не удалось…

ОТ РЕДАКЦИИ. Таково было мнение нашего автора. А как думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, сумеет ли новый министр сдвинуть строительное техрегулирование с мёртвой точки?