Общественный совет по развитию саморегулирования получил разъяснения от Комитета по транспорту и строительству ГД РФ ряда положений ст. 60 Градкодекса. В частности, по мнению профильного комитета Думы «третьих лиц» следует вывести за рамки договорных правоотношений строительного подряда.
Ранее, аварийный комиссар ОС Петр Котенков обратился в Комитет Госдумы по транспорту и строительству за разъяснением положений частей 1-3 статьи 60 Градкодекса РФ в части толкования понятия «третьи лица», а также условий выплаты компенсации сверх возмещения вреда.
Актуальность этого запроса очевидна любому юристу, сталкивавшемуся с практическим применением статьи 60 Градостроительного кодекса. Именно представители службы аварийных комиссаров Общественного совета по развитию саморегулирования, на протяжении всей своей деятельности, чаще других сталкивались с разночтениями в определении разными судами понятия «третьи лица» в тяжбах по поводу выплат компенсаций пострадавшим на стройках. Подчас, именно эти разночтения приводили к отрицательным решениям по возмещению вреда пострадавшим строителям и их семьям.
Более 40 адвокатов из разных регионов России, занимающихся расследованием несчастных случаев на стройках и доведением дел до выплат компенсаций, предусмотренных ст. 60 Градкодекса, были заинтересованы в разъяснениях законодателей, и данный документ, безусловно, станет подспорьем в их текущих делах.
Главный вопрос, на который ответил Комитет ГД: можно ли считать «третьими лицами», строителей, проектировщиков или изыскателей, вследствие недостатков которых причинен вред.
Согласно статье 60 Градостроительного кодекса, выплаты за причиненный вред должны производиться собственником здания, сооружения (часть 1), концессионером, частным партнером (часть 2) и застройщиком (часть 3) даже в отсутствие их прямой вины.
В свою очередь, собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер и застройщик вправе обратиться с регрессным требованием компенсации выплаты к организации-виновнику несчастного случая, к его СРО и другим лицам, указанным в пунктах 1-5 ч. 5 ст. 60 ГрК РФ.
Согласно документу, подготовленному Комитетом ГД по транспорту и строительству за подписью Председателя Евгения Москвичева: «В контексте статьи 60 Кодекса термин «третьи лица» рассматривается как посторонние физические или юридические лица, не являющиеся непосредственными участниками правоотношения, конкретного договора, не имеющие договорных обязательств ни с собственником здания, сооружения, концессионером или частным партнером, застройщиком, ни с лицами, указанными в пунктах 1-5 ч. 5 ст. 60 Кодекса, на основании или в силу которых были осуществлены работы, вследствие недостатков которых был причинен вред».
Таким образом, Комитет по транспорту и строительству ГД РФ высказал свое однозначное мнение по положениям статьи 60 Градостроительного кодекса. Данное мнение не является обязательным к использованию в правоприменительной практике, однако суды (существует множество прецедентов) учитывают подобные документы при принятии решений. И согласно этому мнению «третьи лица» выводятся за рамки договорных правоотношений. Законодатель справедливо посчитал, что сложившаяся практика, когда суды устанавливают в качестве «третьих лиц» участников правоотношений конкретного договора (субподрядчиков, заказчиков и других), затрудняет взыскание компенсации потерпевшими с причинителей вреда и таким образом нивелируется сам смысл 60 статьи Градостроительного кодекса.