Много разговоров сегодня идёт о достоинствах и недостатках НРС, которые ведут Нацобъединения саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Наш добровольный эксперт из Нижнего Новгорода решил представить свою версию того, какими могли бы быть эти самые Национальные реестры специалистов. Слово – внештатному автору.
***
Для начала давайте вспомним отдельные нормы Градостроительного кодекса РФ (далее –ГрК), которыми устанавливается порядок ведения таких реестров специалистов (это нам понадобится в дальнейших размышлениях).
- Пунктом 11 части 8 статьи 55.20 ГрК предусмотрена обязанность Национальных объединений СРО вести Национальные реестры специалистов.
- Пунктом 5 части 8 статьи 55.20 ГрК определено, что Национальные объединения СРО рассматривают жалобы на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включённых в НРС.
- Подпункт «б» пункта 1 части 5 статьи 55.6 ГрК говорит о приёме в члены СРО юридического лица или ИП только в случае наличия у него соответствующих специалистов, включённых в НРС.
- Часть 12 статьи 55.5-1 ГрК говорит о том, что сведения, содержащиеся в Нацреестре специалистов, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
- Частью 13 всё той же статьи ГрК, установлено, что порядок ведения Национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включённые в такие реестры, устанавливаются Министерством строительства и ЖКХ РФ (данный порядок установлен приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр «О порядке ведения Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включённые в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».
- Часть 11 статьи 55.5-1 ГрК даёт перечень информации, которая должна быть в Национальном реестре специалистов.
- Также ещё в статье 55.5-1 и других нормах ГрК содержаться положения о ведении НРС.
Как видим из приведённого перечня норм, внесение информации о специалистах урегулировано в достаточном порядке.
Теперь об основной идее – каким же должен быть Национальный реестр специалистов. На последнем Съезде НОСТРОЙ его президент Андрей Молчановвыразил мнение, что реестр должен быть таким, чтобы специалисты сами хотели включить информацию о себе в него. Именно этот тезис и постараемся развить.
Для того, чтобы достичь желания специалистов включать о себе сведения в Национальный реестр, нужно сделать его эффективным для работодателей и самих специалистов.
Как это сделать? Не раз саморегуляторы говорили о так называемой «бирже труда». Что это такое? Это – площадка, где работодатели смогут подобрать себе соответствующих специалистов, а они – разместить своё резюме и показать на примерах собственный опыт работы.
Давайте внимательно ещё раз посмотри норму части 11 статьи 55.5-1 ГрК, дающей перечень информации, которая должна быть в Национальном реестре специалистов. Это минимальный перечень, установленный законом. Иную дополнительную информацию размещать в нём НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если соблюсти все требования законодательства (в части, например, персональных данных).
Раз не запрещено прямо – то разрешено, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, значит, могут сделать полезный и эффективный Национальный реестр специалистов.
Какую бы информацию мог быть размещать работник самостоятельно в НРС в качестве дополнительного сервиса (только при его добровольном желании):
- об образовании, повышении квалификации, стаже работы;
- желаемые – уровень заработной платы, график и место работы;
- опыт работы – перечень объектов, в которых организатор инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства принимал участие и подписывал соответствующие документы;
- контактные данные – телефон, адрес электронной почты;
- отзывы работодателей.
Также отзывы работодателей могли бы размещать сами работодатели. Это позволит сделать данный сервис объективным.
Помимо возможности открытия определённых данных работниками, необходимо сделать сервис поиска по ранжированию или определённым параметрам специалистов, что безусловно будет интересно кадровым службам членов СРО.
Да чуть не забыл самое интересное: необходимо разрешить работодателям вносить информацию о том, что конкретный специалист работает у него по основному месту работы с соответствующим документарным подтверждением. Такой сервис усилит конкуренцию специалистов и позволит исключить так горячо сейчас обсуждаемую задвоенность специалистов.
Причём введение вышеописанного сервиса практически не потребует изменения в Градостроительный кодекс РФ и подзаконные акты. При этом правильно выстроенная работа может позволить отказаться от нотариального удостоверения документов специалистов и услуг различных посредников.
Идея может дополняться и расширятся. К обсуждению приглашаются все заинтересованные лица.
ОТ РЕДАКЦИИ. Нам остаётся только последовать призыву внештатного автора и напомнить всем уважаемым читателям и профессионалам саморегулирования, что на нашей дискуссионной площадке каждый может высказать свои мнения хоть под собственным именем, хоть под псевдонимом!