-Валерий Александрович, с 1 июля 2017 года СРО в силу закона обязаны заниматься контролем договорных обязательств своих членов, и от эффективности этого контроля в итоге будет зависеть и само существование СРО. Какие же инструменты для повышения эффективности этого контроля НОСТРОЙ предлагает своим членам?
— Мы создали систему, которая позволяет из открытых источников собрать и обобщить данные о договорных обязательства всех компаний – членов СРО. Мы уже опробовали эту систему и увидели много интересных данных, причем, чем больше мы анализируем данные по контрактам, тем больше удивляемся, как СРО могут некоторые договоры пропускать и не беспокоиться на их счет. Например, мы выявили миллиардные госконтракты, заключенные без проведения конкурсных процедур у двух компаний с Сахалина, созданных за 1-2 месяца до заключения контракта, со штатной численностью 2 человека, уставным капиталом 10 тысяч рублей, и где генеральный директор и учредитель — одно и то же лицо. Очевидно, что такие контракты несут для СРО большие риски, потому что неясно, как компания, организовавшаяся за 2 месяца до торгов и не располагающая достаточным количеством строительной техники и квалифицированных инженеров-строителей, справится с контрактом на строительство 15-этажного жилого дома с гаражом на 86 машиномест силами директора и его зама?
Конечно, представители таких компаний могут говорить, что они выступают как генподрядчики, а на объекте работают субподрядчики, но как быть с требованием закона о том, что компания, заключившая госконтракт, не менее 25% работ выполняет сама? То есть у нее в любом случае должны быть штатные или привлеченные сотрудники, не считая двух высококвалифицированных инженеров в Национальном реестре специалистов. Но анализ налоговых отчислений, которые мы тоже можем подтянуть благодаря нашей системе, позволяет вычислить зарплату этих «сотрудников» — 13-14 тысяч рублей на человека.
Понятно, что за такие «белые» зарплаты никто работать не будет, значит, есть другие схемы. И понятно, что такие компании несут очень большие риски для СРО – это, скорее всего, компания-пустышка, созданная для того, чтобы получить контракт. А как она будет его выполнять? Соответственно, этот риск падает и на всех остальных членов СРО, которые в случае выплат из компфонда должны будут его восстанавливать. Кстати, директор СРО сообщил, что эти компании прошли проверку и подтвердили наличие у них в штате двух специалистов из НРС…
Нужно сказать, что после того, как мы обнародовали возможности и первые результаты работы нашей системы, некоторые СРО начали нам предъявлять претензии, что мы лезем в дела их членов. Тут наша позиция однозначная: контроль своих членов за соблюдением требований законодательства, внутренних документов СРО и оценка рисков по заключенным контрактам – это обязанность СРО. Собственно, для этого и был создан институт саморегулирования в строительстве. Мы только предоставляем инструмент, чтобы у всех СРО была единая база данных, полученная из различных источников, и эту задачу (по сбору такой базы) каждая СРО может уже не решать своими силами.
Дальше с этой базой СРО должны работать самостоятельно. Именно работать, а не наблюдать и критиковать: «А почему НОСТРОЙ внес туда такие данные?». Система создана для взаимодействия с экспертом СРО, который каждый контракт должен открыть, проверить, провести анализ рисков и сделать свое заключение – относится он к обязательствам по ОДО или нет. И надо ли принимать СРО в отношении этого члена и этого контракта какие-либо меры. Система помнит и фиксирует всю историю этих взаимоотношений. Поэтому у руководства СРО появляются, в том числе инструменты внутреннего контроля за действиями и решениями своих экспертов, которые они принимали в отношении тех или иных контрактов в прошлом. Однако сейчас некоторые СРО нашу систему воспринимают как чудо-программу, которая сразу выдает ответ о превышении уровня ответственности по компенсационному фонду ОДО.
С другой стороны, многие руководители СРО в ходе окружных конференций говорили нам, что мы дали очень интересный и более удобный инструмент.
— Какие же данные позволяет анализировать созданный НОСТРОЙ программный продукт?
— По сути дела, это тот же агрегатор, но основанный на других данных. Сейчас многие подобные сервисы предоставляют СРО информацию о заключенных их членами контрактах, но не предоставляют сведения о дальнейшем ходе исполнения обязательств– они останавливаются на появлении контракта на торговой площадке или на публикации протокола результатов торгов. А СРО как раз интересует жизнь контракта с момента заключения до момента завершения исполнения: с кем в итоге этот контракт заключен, какие акты выполненных работ подписаны и прочие документы по исполнению или расторжению контракта. Кроме того, часто бывает, что контракт переходит в стадию «Исполнен», а спустя неделю опять возвращается в стадию «Исполнение». В нашей системе такие контракты «подсвечиваются», и для СРО это звоночек, что с контрактом какие-то проблемы.
Второй момент — заказчики очень часто не размещают сведения о контрактах, особенно заключенных в рамках закона 223-ФЗ. У них есть обязанность провести конкурсную процедуру, выявить победителя и разместить сведения о заключенном контракте, но они это не делают. Наша программа уведомляет СРО о том, что такой контракт заключен, а СРО, имея эту информацию, может запросить у своего члена сведения об участии в тендере и понять, как этот контракт вписывается в заявленный уровень ответственности.
И еще одно наше очень сильное отличие от других агрегаторов — система может находить те контракты, где заказчик не указывает поставщика. Мы выявили десятки тысяч контрактов, где поле «Поставщик» не заполнено. Особенно этим грешат крупные заказчики. Иногда эту информацию можно получить, скачав протокол торгов, но по 223-ФЗ заказчики имеют право не размещать информацию о поставщике. Наша система находит такие контракты. Мы в сентябре делали сверку с крупнейшими агрегаторами – и на тот момент у нас было на 26 тысяч строительных контрактов больше, чем у них. То есть через нашу систему СРО видят гораздо больше контрактов своих членов. Но только эксперт, открыв проектно-сметную документацию, предмет контракта, запросив дополнительную информацию у подрядчика или заказчика, все проверив, сможет сказать, нужно этот договор учитывать в обязательства ОДО или нет.
И если эксперт определил, что контракт попадает в зону ответственности СРО, система начинает его отслеживать, смотрит все изменения и уведомляет о прохождении. Если сроки контракта нарушены, он подсвечивается красным цветом. При расторжении контракта эксперт СРО может проанализировать и понять, насколько есть риски для выплат из компенсационного фонда ОДО. Потому что в любом случае расторжение контракта бывает по вине одной из сторон, и, как правило, из-за нарушения сроков.
— Сколько СРО уже попробовали работать в этой системе?
— Пока 122 СРО – около 50% — вошли и ознакомились с системой, а в среднем в системе постоянно и активно работают около 50 СРО. И даже те СРО, которые на словах недовольны этой системой, часто входят в нее и работают.
— А почему остальные СРО не торопятся пользоваться этой системой?
— Как правило, в этих СРО есть альтернативные продукты, которыми они пользуются уже почти полтора года. Есть и инертность, потому что новую систему нужно изучать, это другой вид подачи информации. Есть и какая-то боязнь, хотя это продукт именно для СРО, а попытка интегрирования системы с открытыми данными государственных органов власти призвана дать максимальную информацию для эксперта.
С другой стороны, прошел всего месяц со дня запуска этой системы, идет этап узнавания и привыкания, эксперты общаются между собой, так что со временем, я думаю, в ней будет работать большинство СРО.
Самое интересное, что за пользование коммерческими агрегаторами СРО платят деньги, а когда НОСТРОЙ что-то предлагает им бесплатно, они настораживаются и ищут подвох. При этом некоторые СРО, например, из Челябинска, которые уже работают в нашей системе, отзываются о ней очень хорошо – они увидели гораздо больше контрактов своих членов, и работать с системой им очень удобно.
— Система контроля за договорами членов СРО стала еще одним шагом на пути цифровизации НОСТРОЙ? Ведь ранее уже были запущены Национальный реестр специалистов, Единый реестр членов СРО и Реестр договорных обязательств членов СРО…
— Да, мы стараемся помогать работе СРО, тем более что разработка такой системы заложена в приоритетных направлениях деятельности НОСТРОЙ на 2018 год, а финансирование разработки выделено из резерва совета НОСТРОЙ — ровно так это было заложено в документах, утвержденных на Съезде строительных СРО в декабре 2017 года.
Сейчас мы смотрим, как усовершенствовать эту программу, потому что именно в ходе массового использования, сбора замечаний пользователей такие продукты улучшаются и модернизируются, добавляются новые фильтры, продукт становится более удобным для работы специалистов СРО. Помните, когда еще только обсуждался закон 372-ФЗ, очень многие говорили: где мы найдем столько специалистов, чтобы контролировать все договоры? А сейчас мы видим, что для контроля за договорами с этой программой хватит 1-2 специалистов, которые в ежедневном режиме будут отслеживать изменения в 2-3 договорах. Так что 372-ФЗ хоть и дал больше обязанностей и функционала СРО, он же побуждает нас разрабатывать современные программные продукты.
Мы сейчас пока еще в качестве проекта обдумываем интеграцию с базами Пенсионного фонда или Фонда социального страхования, чтобы видеть, что специалист, заявленный в НРС, работал в данной организации, и ему начислялась определенная зарплата. И если зарплата оказывается 10 тысяч рублей, мы понимаем, что таких специалистов в этой компании быть не может – либо они там получают деньги в конверте, либо это те специалисты, которых продают для НРС.
Также мы хотим отфильтровать договоры, которые заключены без конкурсных процедур, то есть у одного поставщика. Конечно, если договор заключается в рамках 223-ФЗ, эти обязательства не попадают под компфонд ОДО. Но для сведения СРО они могут быть интересны, поскольку стоит помнить о новой функции СРО – общественный контроль в сфере закупок. Для строительных генподрядных организаций любой контракт очень важен с точки зрения совокупности всех обязательств. И если компания не исполняет контракт, который не попадает под ОДО, а он очень большой, то это может поставить под угрозу исполнение и других контрактов уже из зоны ответственности СРО. Так что эксперт СРО должен контролировать обязательства члена по всей совокупности договоров.
Но самая большая беда, с которой сталкиваются пользователи нашей системы, — она подтягивает очень много контрактов, которые по факту уже закрыты, а заказчик их в Едином реестре закупок не отметил как исполненные. Так что наша система – это не только расширение возможностей СРО по контролю за договорными обязательствами, но и возможность для самого сообщества сказать и показать, что в госзакупках у нас сегодня полный хаос.
— А вам самим не стало страшно от той картины хаоса, которую вы вдруг увидели?
— Мы уже устали бояться, но картина открывается, на самом деле, безрадостная. Сейчас коды видов деятельности не отражают реальную ситуацию в отрасли, потому что под строительство попадает, например, приобретение квартир для переселенцев из аварийного жилья. Сюда же попадает и закупка стройматериалов для ремонта. Описание предмета контракта и сам текст контракта очень часто не дают возможности понять, какой степени сложности ведутся работы. Например, указано, что будет проведен ремонт моста через реку. А какой это ремонт – с разбором конструкций или только покраска ограждения, понять невозможно.
Выявляется много негативных фактов, и появляются аргументы для усиления общественного контроля. Например, мы увидели, что некое строительно-монтажное управление несколько лет заключает очень солидные госконтракты, но никогда не состояло и не состоит ни в одной СРО. Это прямой недосмотр заказчика и предмет для общественного контроля со стороны СРО.
Дисциплина у госзаказчиков по раскрытию информации явно хромает, и тут надо наводить порядок. Так что мы будем сводить все замечания и проведем анализ работы системы госзакупок в строительной отрасли. Мы поднимем все: когда заказчики не загружают информацию, когда невозможно идентифицировать контракт, когда коды видов деятельности не соответствуют фактически выполняемым работам. Все это мы будем обобщать и потом отправлять и в Казначейство, и в Минфин и просить навести порядок в системе госзакупок. Это на пользу всем — не только СРО, но и строительным компаниям. Это позволит навести порядок и на электронных площадках, и у заказчиков.
Но ни одна программа в том беспорядке, который творится на сайте госзакупок, автоматически не разберется. Поэтому у всех должно быть понимание, что эта программа не сделает за СРО всю работу, она лишь помогает экспертам СРО успешно и активно работать. В первые дни эксперту СРО, конечно, придется разобраться с ворохом ранее заключенных членами СРО контрактов, но потом будут приходить сведения о заключении или изменении 2-3-х контрактов в день, и эта работа займет не более часа.
— Подводя итоги, видимо, можно сказать, что система создана, НОСТРОЙ приглашает всех подключаться и начинать в ней работать. Заставлять никто никого не будет, карать – тем более, но более полной базы пока никакой другой агрегатор не формирует. Но каким же будет следующий этап в «цифровизации саморегулирования»?
— А следующий этап, если будут приняты поправки в закон о создании Единого федерального реестра обязательств членов СРО, — это создание личного кабинета члена СРО, куда компания должна будет сама вносить информацию о своих контрактах. И тогда сотруднику контрольного органа СРО станет еще проще работать, он будет получать информацию от члена в электронном виде и сверять ее с данными с сайта госзакупок и с электронных торговых площадок
А совсем дальняя перспектива – это личный кабинет члена Национального реестра специалистов, чтобы член НРС через личный кабинет сам загружал все сведения о себе. И тогда станет понятен опыт работы специалиста, смена места работы, а ценность Реестра еще больше поднимется. Тогда, кстати, и заявить одного специалиста сразу в 25 компаниях-членах СРО тоже станет проблематичным уже на этапе ввода данных. А пока будем «бить по хвостам» — разрабатываем модуль для сверки саморегулируемыми организациями списков специалистов НРС, заявленных у их членов для выявления «дублирующихся специалистов».
Лариса Поршнева