Президент России Владимир Путин на прошлой неделе в очередной раз обратил внимание на чрезмерную бюрократизацию строительной отрасли, которая, помимо прочего, зачастую осложняет работу в чрезвычайных ситуациях. Заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков рассказал РИА Недвижимость, каким образом ведомство работает в этом направлении.
— Дмитрий Анатолиевич, президентом поставлена задача разработать меры по «разбюрокрачиванию» строительной отрасли. Однако подобная работа велась и ранее. Имеются ли сейчас возможности для ещё большей оптимизации процедур?
— Мы полагаем, что, несмотря на проделанную за прошедший год работу, есть существенные возможности для увеличения скорости строительства не только за счет улучшения технологии и повышения производительности труда, но и за счет снижения административной нагрузки и улучшения качества системы технического нормирования. Работа в этом направлении началась в 2019 году, и сейчас можно выделить пять основных направлений, или, иначе, пять шагов, сделав которые, можно получить серьёзное продвижение вперед в части скорости строительства без серьезных рисков удорожания, безопасности или управляемости в градостроительной деятельности.
Эти шаги касаются рабочей документации, экспертного и проектного сопровождения, территориального планирования, типового проектирования, технического нормирования и особого регулирования для чрезвычайных ситуаций.
— Расскажите о них подробнее.
— Во-первых, это переход к многостадийному проектированию и «встроенные» в строительный процесс возможности внесения и оценки изменений в проекте без остановки строительства. В прошлом году в Градостроительный кодекс мы ввели так называемое экспертное и проектное сопровождение. Это позволило вносить изменения в проект без необходимости проводить повторную экспертизу. Оценку каждого изменения может делать по выбору застройщика главный инженер проектной организации или экспертная организация, выдавшая положительное заключение первоначально. Это уже позволяет сэкономить три-шесть месяцев практически в каждом инвестиционном проекте.
Необходимо делать следующий шаг и вводить экспертное сопровождение еще до начала проектирования, до этапа подготовки задания на проектирование, на этапе концепции или подготовки обоснования инвестиций. Такая практика становится всё более широкой при осуществлении государственных инвестиций, особенно в зонах чрезвычайных ситуаций, например, ликвидации последствий паводка в Иркутской области. Так мы можем дополнительно сократить срок экспертизы и в целом строительства минимум еще на месяц.
Кроме того, от нынешнего одностадийного требуется перейти, а точнее вернуться, к многостадийному проектированию, что соответствует советскому опыту и международной практике. Законопроект, возвращающий используемое на практике, но совершенно неотрегулированное понятие рабочей документации, прошел процедуру всех необходимых согласований в правительстве. Многостадийное проектирование, возможность строить и сдавать объекты по рабочей документации вместе с гибким механизмом внесения изменений в проект без остановки стройки позволит дополнительно сэкономить не только до шести месяцев в крупных проектах, но и гибко управлять стоимостью и, в конечном счете, экономить средства инвестора или государства.
— При этом существенное время строители теряют на подготовку градостроительной документации…
— Внесение изменений в схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, которые сейчас нужно сделать до начала проектирования и строительства, могут отнять даже не месяцы, а затянуться, вместе с земельными вопросами, на один-два года. Количество требуемых изменений, например, для нижегородской агломерации превышает 700 штук в год, в связи с быстро меняющейся экономической и градостроительной ситуацией. При этом только 87 проектов планировки территорий из 309 «дожидаются» таких изменений, остальные не могут быть утверждены, пока с момента внесения не пройдет более года. Возможность разработки и утверждения проектов планировки территории до изменения генпланов, СТП и ПЗЗ вместе с серьезным упрощением порядка внесения в них изменений, равно как и проектирование и начало строительства, запараллеленное с решением земельных вопросов, может сократить срок строительства на несколько месяцев, а по отдельным проектам – на несколько лет. Соответствующие нормативные акты Минстроем уже разработаны и могут быть приняты в самое ближайшее время.
— А есть ли потенциал в части проектов повторного применения?
— Неоднократно обсуждался вопрос дополнения использования проектов повторного применения типовым проектированием. Типовые проектные решения, исключающее необходимость прохождения большинства длительных процедур, например, экспертизы, могут сократить строителям три-шесть месяцев и более. Законопроект подготовлен, завершается его согласование в правительстве. Работа над созданием библиотек таких проектов на базе проектов повторного применения, в частности, по объектам первичного звена здравоохранения, уже ведется.
— У представителей отрасли также имеются вопросы по техническому нормированию. Как быть со «снипами-хрипами»?
— Действительно, существующая система технического нормирования в строительстве подвергается справедливой критике. К сожалению, за последние годы управляемость в этом вопросе постоянно ухудшается. Большая беда, что мы ушли от «одноканальности» их принятия. Президент не в первый раз обращает внимание на это. Еще по итогам заседания Госсовета по вопросам строительства в 2016 года было поручено исключить случаи, издания нормативно-технических документов без согласования с Минстроем, но все практические шаги в этой области идут очень трудно. Так, сейчас документы с обязательными требованиями к проектировщикам и строителям, которые нужны и при прохождении экспертизы, и при осуществлении государственного строительного надзора, разрабатывают семь федеральных органов власти. Такого нет нигде в мире! Это рождает многочисленные коллизии, дублирования и избыточные требования.
Для уменьшения количества обязательных требований Минстрой в рамках своей компетенции разработал соответствующие изменения в так называемый «перечень 1521», где они закреплены. Это уменьшает их количество на 30% (примерно с 10 тысяч до 7 тысяч требований). Дальнейшим шагом должно стать, что было также поручено президентом по итогам заседания Госсовета по вопросам строительства в мае 2016 года, создание «одноканального» технического регулирования по принципу: разрабатывает каждый, а выпускает и отвечает за отсутствие коллизий и дублирования – один. Запланировано заменить при этом перечень отдельных обязательных требований компактными и систематизированными обязательными к применению строительными нормами, содержащими исключительно необходимые вещи. Это дополнительно уменьшит количество обязательных требований еще примерно на 4 тысячи штук. Изменения в технический регламент о безопасности зданий и сооружений, необходимые для этого, разработаны и находятся на последнем этапе согласования перед внесением в правительство.
Кроме того, в прошлом году законодательно урегулирован единый реестр, где будут содержаться все документы, необходимые для экспертизы и государственного строительного надзора, что исключительно важно для строителей. Подзаконные акты, необходимые для его работы также разработаны и прошли необходимые согласования, могут также быть приняты в ближайшее время. Строительные нормы, уменьшение количества обязательных требований до разумного минимума, «одноканальное» техническое регулирование позволят кратно уменьшить так называемые «дополнительные» документы, прежде всего, спецтехусловия (СТУ) и различные расчетные обоснования, практика увеличения которых наметилась в настоящее время. Так, например, количество СТУ, разрабатываемых в 2017 году, превысило 2,5 тысячи. В 2019 их разработали уже более 4,5 тысячи. С учетом того, что каждое СТУ стоит от 500 тысяч до 3 миллионов рублей и более и «отнимает» 1-2 месяца, этот квазиучастник в стройке начинает весьма негативно влиять на процесс. Предлагаемые меры могут сократить их количество кратно, сделав механизм СТУ действительно исключением из правила, которое нужно только тогда, когда нет и не может быть иного выхода.
— Что может измениться в строительстве при чрезвычайных ситуациях?
— Важность работы в условиях чрезвычайной ситуации в последнее время мы осознали особенно четко. Любые, даже самые совершенные правила, рассчитанные на регулярный порядок, в этом случае, как правило, не годятся.
Посмотрим на примере. В «обычном» инвестиционном процессе, в самом простом случае для строительства, к примеру, типовой больницы из легких конструкций при условии выделенного финансирования требуется: отвести землю и привести в соответствие градостроительную документацию (6-18 месяцев), организовать конкурс на проектирование (2 месяца), запроектировать (1 месяц), пройти экспертизу (2 месяца), организовать конкурс на строительство (2 месяца), построить (1-2 месяца), сдать в эксплуатацию и оформить права на землю и объект недвижимости (1 месяц). Итого 16-28 месяцев. Процесс проектирования и строительства при этом занимает 10-18%. Остальное – административная нагрузка, разрешения, оформление. Назовем это коэффициент эффективности. В этом случае он 0,1-0,18. Эффективностью такое соотношение назвать невозможно.
При реализации предлагаемых нами изменений сроки очень существенно сокращаются: отвести землю и привести в соответствие градостроительную документацию – 1 месяц, организовать конкурс на проектирование — 2 месяца, запроектировать – 1 месяц, пройти экспертизу – 0 месяцев, организовать конкурс на строительство – 2 месяца, построить – 1-2 месяца, сдать в эксплуатацию и оформить права на землю и объект недвижимости – 1 месяц. Итого 8-9 месяцев. Проектирование и строительство уже занимает 30-40% времени. То есть коэффициент эффективности – 0,3-0,4. В проектах более сложных и долговечных зданий с нормативным сроком строительства, скажем, 12 месяцев, он повышается превышает 0,7, и это уже неплохо.
Ясно, что в условиях чрезвычайной ситуации этого недостаточно. Все процессы, включая проектирование и строительство, требуется осуществлять параллельно. Необходимо исключить потерю времени на конкурсные процедуры. Это позволит сократить время реализации проекта практически до нормативного срока строительства и сделать коэффициент эффективности более 1. Делать так в «обычных» условиях – едва ли рационально. В существенном количестве строительных проектов требуется время на «предотвращение конфликтов», в том числе связанных с мнением населения. Особенно это касается жилищного и коммерческого строительства. Требуется время на качественную проверку решений, для того, чтобы избежать в будущем техногенных катастроф. Вместе с тем, когда мы ликвидируем последствия наводнения, пожара или эпидемии, скорость приобретает абсолютно первостепенное значение. Таким образом, особый порядок реализации строительных проектов в условиях чрезвычайно ситуации, установленный законом и не требующий каждый раз принятия схожих по сути решений, позволит «разрешать строить», «строить» и «оформлять стройку» за время, меньшее нормативного срока проектирования и строительства. То же касается и строительных норм, которые в этом случае можно упростить, понимая при этом, что мы сознательно поступаемся частью надежности и долговечности, выигрывая в сроках и цене. Соответствующие предложения министерством строительства подготовлены и могут быть реализованы уже в этом году.