Ключевые вопросы ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России по нацпроектам в сфере градостроительства обсудили в Общественной палате Российской Федерации в пятницу, 12 ноября. В дискуссии приняли участие уполномоченные по защите прав предпринимателей, члены Общественной палаты РФ, а также представители отраслевых общественных объединений, бизнес-сообщества, юристы и профильные эксперты.
Руководитель экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, руководитель Научно-консультативного совета ЦОП «Бизнес против коррупции» Алексей Рябов сказал, что мероприятие проходит в продолжение цикла круглых столов, в ходе которых обсуждаются основные направления доклада главе государства по реализации задач по градостроительству в рамках национальных проектов. Он отметил, что основная цель дискуссии – дополнить предложениями профсообщества документ, на основании которого в дальнейшем Президентом России будут даны поручения по реализации задач нацпроектов в сфере градостроительства.
Омбудсмен по нацпроектам в сфере градостроительной политики Елена Киселева отметила, что встреча проходит в канун очередного СИТАНа (Ситуационного анализа проблем защиты прав предпринимателей в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства). Она перечислила четыре основные темы, по которым по-прежнему возникает множество вопросов. Это галопирующее повышение цен на стройматериалы, дефицит кадров в строительстве и отсутствие строительных площадок для трудоустройства в регионах-аутсайдерах, а также потребительский экстремизм.
Участники встречи перешли к обсуждению этих тем.
В частности, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ), член Совета НОСТРОЙ Михаил Викторов выразил мнение, что переход строительной отрасли на технологию информационного моделирования, начиная с 2022 года, станет непростой реформой. Предстоит решить много нормативных, организационных и финансовых задач.
«Уже через год, как говорится в тезисе Минстроя России, все строительство в стране будет вестись с использованием технологий информационного моделирования. На сегодняшний день 20 крупнейших строительных холдингов России готовы к этой реформе. Огромную роль при переходе отрасли на «цифру» играет экономика процесса, поскольку затраты на технологическую реформу значительные. В связи с этим необходимо предусмотреть меры стимулирования, в том числе за счет снижения ставки проектного финансирования – как минимум на 1,5-2%. Это может стать существенной поддержкой, особенно для малых и региональных компаний», — сказал Михаил Викторов.
Директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Десятова выступила по видео-конференц-связи. Она предложила пересмотреть структуру доклада Президенту России и создать тематический блок, посвященный вопросам снижения финансовой нагрузки на организации, работающие в строительной отрасли.
«В этом блоке может быть отражена не только проблематика организаций, строящих объекты в рамках проектного финансирования, но и всех игроков рынка. Сегодня в отрасли работают 3 500 компаний-застройщиков, более 95 тысяч генеральных подрядчиков, а всего организаций, у которых строительный ОКВЭД является основным – порядка 400 тысяч. Если мы посмотрим на данные Росстата, то увидим, что компаний, имеющих прибыль, на сегодняшний день в строительной отрасли порядка 65%. Поэтому очень важен системный подход при подготовке доклада, который должен включать в себя предложения по решению проблем не только в сфере жилищного строительства, но и в строительстве объектов иного назначения», — сказала Ольга Десятова, отметив, что НОСТРОЙ готов направить свои предложения и принять участие в СИТАНах.
Кроме того, она добавила, что в 2021 году почти половина конкурентных процедур в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и постановления Правительства РФ №615 не состоялись. Это говорит о том, что строителям система госзаказа становится не интересна. В свою очередь, это может иметь негативные последствия для исполнения национальных проектов. В связи с этим НОСТРОЙ предлагает посвятить этой проблеме и возможным формам ее решения отдельный раздел в докладе Президенту РФ.
Также участники встречи обсудили необходимость раскрытия эксроу-счетов, рефинансирования застройщиков, соблюдения балансов интересов потребителей (дольщиков) и застройщиков. Кроме того, в фокусе внимания были вопросы производительности труда, проблемы инвестиционной привлекательности территорий, на которых в настоящее время строительство не ведется, фактическое выполнение поставленных задач национального проекта «Жилье и городская среда».