— Давайте продолжим эту тему с нашим гостем. У нас в студии председатель комиссии Общественного совета при Минстрое Антон Глушков. Доброе утро.
— Доброе утро.
— У нас регионы наделили полномочиями рассчитывать количество парковочных мест, они собственно этим и занимаются несколько лет, исходя из собственных правил. Эти правила как-то поменяются теперь?
— На протяжении четырех лет у нас появилась такая дополнительная норма, которая давала возможность устанавливать нормативы свои градостроительные субъектам РФ, но конкретики какие-то эти нормативы, чего они касается, не было. И вот последние изменения, которые состоялись в конце прошлого года, они как раз уточнили перечень этих нормативов, в том числе нормативы, связанные с парковочными местами.
— Но есть опасение, что субъекты будут уменьшать количество этих парковочных мест. Как уже в Москве были случаи, когда проектируется здания и на 1000 жильцов предусмотрено только 100 парковочных мест, что гораздо меньше необходимого.
— Ну, в первую очередь, если мы анализируем те муниципального нормативы градостроительного проектирования, которые устанавливают дополнительные требования к застройщикам, практически все субъекты пошли по пути увеличения уровня автомобилизации. Все, что было и в советской практике, и в советской школе было, и предусмотрено проектами планировки, – в границах территорий должны размещаться открытым способом 20% от емкости. Все остальное должно располагаться в подземных паркингах, наземных паркингах, специальных многоуровневых паркингах, коммунальных зонах.
— А что мешает обязать их строить необходимое количество?
— Ну обязать, тут вопрос: за чей счет будет производиться это строительство. Сейчас мы наблюдаем тенденцию, что больша́я часть этих построенных паркингов загружены далеко не полностью. Потому что граждане не очень охотно сейчас покупают парковочные места, но говорить о том, что 100% всех квартир должны их иметь – вот я вечером приехал и бросил машину на парковке около дома – ну коллеги, мы понимаем, что такого быть не может.
— А есть рекомендации правительства закладывать при планировке два машиноместа для квартиры бизнес-класса и 1,2 места для эконом?
— Да, у нас есть институт развития ДОМ.РФ, который разрабатывает стандарты, носящие рекомендательный характер, которые, больше помогают маркетингово строительным компаниям на сегодняшний день реализовывать жилье. И, действительно, там предусмотрено даже, вот как вы правильно говорите, до двух парковочных мест на одну квартиру. Это, конечно же, возможно, но, если мы говорим о жилье экономического класса или стандартного, как сейчас у нас правильно это называется, безусловно, это отразится на стоимости. Только комплексное освоение территории может помочь, на мой взгляд, решить эту проблему.
— А, может, надо честно признать, что нас подводят к тому, что нужно пересаживаться на общественный транспорт? Машина становится предметом роскоши, потому что ее негде парковать, ну и т.д.
— К сожалению, мы понимаем, что доступность автомобиля приводит к тому, что сегодняшняя сложившаяся инфраструктура, как правило, не в состоянии, в крупных мегаполисах справиться с таким уровнем автомобилизации. Опять же, если мы берем мировой опыт, то это введения понятных ограничений, которые дают право гражданину выбирать. Прежде чем вводить эти ограничения, структура общественного транспорта должна стать удобной – возможность заменить личный транспорт.
— Снимал сюжет о не очень крупном мегаполисе Цюрихе, где общественный транспорт на высоте, где трамваи снуют между узкими улочками, и, конечно же, никому в голову не приходит ездить в центр на машине, потому что это очень дорого.
— Очень дорого.
— Спасибо! О парковках мы говорили с председателем комиссии Общественного совета при Минстрое Антоном Глушковым.