Об этом заявил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз на совещании экспертов Российского Союза строителей, Национального объединения строителей и Национального объединения изыскателей и проектировщиков со строительным сообществом Новосибирской области, руководителями союзов строителей, представительств РСС и саморегулируемых организаций Сибири состоялось 2 февраля на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр». Мероприятие прошло в рамках «Сибирской строительной недели».
Модераторами выступили вице-президенты РСС Анвар Шамузафаров и Николай Глушков, заместители исполнительного директора РСС Андрей Кошель и Константин Кижель, а также вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз.
Вице-президент РСС Николай Глушков рассказал о профессионально-общественной аккредитации, как инструменте повышения качества профессионального образования в строительной отрасли.
Ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Юрий Сколубович сообщил о создании научно-исследовательского института по проблемам архитектуры, строительства и ЖКХ территорий Сибири и Дальнего Востока на базе вуза.
Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета РСС Антон Мороз в своем выступлении обратил внимание на высокие показатели по неисполнению контрактов в сфере строительства, которых только в 2020 году было расторгнуто 15% или 29,6 тысяч, что в денежном эквиваленте составило более 313 млрд рублей. При этом количество объектов незавершенного строительства сегодня насчитывается 63,9 тысяч на общую сумму 3,9 трлн рублей. Антон Мороз пояснил, что причина этой проблемы кроется в отсутствии действенных инструментов, позволяющих оценить потенциального исполнителя на стадии проведения конкурентной процедуры.
«По сути, любая компания, имеющая опыт работы 3-5 лет и назначившая самую низкую цену, может стать исполнителем госзаказа. Несмотря на положения 44-ФЗ, оценка квалификации подрядчика не оценивается», — констатировал вице-президент НОСТРОЙ.
Еще одна проблема связана с низкими показателями прозрачности деятельности строительных организаций и отсутствием стимулов по «обелению» компаний. Причина тому – сверхвысокие издержки подрядных организаций при исполнении госзаказа.
В связи с этим в НОСТРОЙ задумались над таким инструментом повышения доступности госзаказа для бизнеса и повышения гарантий исполнения контракта для заказчиков, как оценка рейтинга деловой репутации подрядной организации. Целью применения рейтингования, подчеркнул Антон Мороз, является выбор наилучшего подрядчика по договору строительного подряда, а также исполнителя по договору на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика. Присвоение самого рейтинга, уточнил спикер, для подрядных организаций осуществляется совершенно бесплатно.
Сам же рейтинг будет формироваться на основе открытых данных государственных информационных систем и систем СРО по соответствующей методике. Его применение позволит внедрять дополнительные преференции для подрядных организаций с высоким рейтингом: сокращение количества проверок, льготные условия страхования и кредитования.
Представив участникам мероприятия разработанный НОСТРОЙ программный продукт «Рейтинг подрядной организации», Антон Мороз сообщил, что сегодня ведется работа по реализации пилотного проекта в ряде регионов России. Проведенные тестовые работы уже показали реальную эффективность использования механизма. Кроме того, в нацобъединении считают, что в результате реализации этого подхода в госзаказе существенно сократится доля расторгнутых контрактов и повысится уровень прозрачности деятельности строительных организаций, снизится необходимость хеджирования рисков, что существенно сократит затраты строительных компаний, будет создан дополнительный инструмент мотивации «обеления» для строительных организаций. Компании и их специалисты к ведению деятельности будут подходить с еще большей ответственностью, когда акцент при взаимодействии с заказчиком будет установлен на качестве результатов работ и репутации подрядчика.
В связи с этим, подчеркнул Антон Мороз, НОСТРОЙ необходимо предоставить доступ к полным данным ряда информационных систем – ЕИС в сфере закупок, ИС ФНС России, ФГИС «Единый реестр проверок», Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, ГИСОГД (включая АИС «Стройконтроль», ТОР КНД), ЕИС ЖС. Для формирования полного объема нормативного регулирования механизма рейтингования и его использования, считает вице-президент НОСТРОЙ, нужно совместно с Минстроем России, Минфином России и Федеральным казначейством разработать и исполнить план мероприятий «дорожную карту» по внесению необходимых изменений в ГрК РФ и постановления Правительства РФ №2604 и №2571, а также утвердить методику расчета нестоимостных показателей.
Член Правления РСС Сергей Анпилов рассказал о применении современных технологий в строительстве. В частности, речь шла о монолитном домостроении и несъемной опалубке для сталежелезобетонных перекрытий.
Практические аспекты применения цифровых технологий в современном строительстве осветил Председатель Комитета РСС по цифровизации в области строительства и проектирования Тимофей Татаринов.
Председатель комитета РСС по малоэтажному строительству Константин Пороцкий выступил с докладом, посвященным проектному финансированию и ипотеке в проекте комплексного развития территорий ИЖС с применением технологии индустриального домостроения, а также презентовал опыт реализации проекта «Омакульма» в Ленинградской области.
Актуальные вопросы ведения информационной модели объекта на стадии строительства поднял заместитель председателя комитета РСС по техническому регулированию и экспертизе, генеральный директор ООО Горстройпроект-2 Сергей Журавлев.
С докладами о новых тенденциях и технологиях в строительной отрасли выступили представители компаний и организаций Сибирского федерального округа, которые презентовали уникальные разработки своих специалистов.
Мороз А.М. Оценка рейтинга деловой репутации подрядной организации