Займы из компфондов: смогут ли СРО стать реально полезными своим членам?

Опубликовано: 16.07.2020, 12:25 Изменено: 16.07.2020, 12:25

Саморегулируемые организации строительной отрасли, благодаря экстренным принятому федеральному закону 191-ФЗ и постановлению правительства России, получили возможность выдавать своим членам займы из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Как это сделать и готовы ли СРО взять на себя труд поддержать строительные компании, обсудили представители саморегулируемых организаций на совещании, организованном Национальным объединением строителей 7 июля с.г.

Нужно сказать, что совещание прошло в предельно деловой форме, с разбором конкретных ситуаций и конкретными же рекомендациями СРО, данными иногда в весьма жесткой форме. Впервые за 10 лет СРО получили возможность вернуть строителям хотя бы частично замороженные в компенсационных фондах миллиарды рублей, реально помочь своим членам, и теперь уже будет трудно объяснить, если имея такой механизм, СРО откажутся им пользоваться.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков напомнил слушателям, что возможность использовать часть компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств для выдачи займов членам СРО появилась благодаря поручению президента России в ответ на инициативу НОСТРОЯ. А министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев особенно подчеркнул, что в ситуации пандемии и кризиса займы из компфонда СРО могут стать серьезным источником дополнительной поддержки строительного комплекса в регионах России и оказать помощь компаниям, попавшим в трудную ситуацию. Это позволит как восстановить темпы строительства, так и сохранить работоспособность многих строительных компаний.

Поскольку механизм это новый, затрагивающий, в том числе, и поле деятельности Ростехнадзора по контролю за СРО, Минстрой России, НОСТРОЙ и Ростехнадзор провели совещание, на котором определили алгоритм действий СРО по выдаче займов. Прежде всего, СРО должна внести изменения в положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств – сделать это можно только на общем собрании членов СРО, которое должно пройти в очной форме, в том числе, с использованием видеоконференцсвязи. При этом в положении должны быть прописаны пункты, которые гарантируют не только быстрое предоставление займа компании, но и его возвратность. По оценке Минстроя, СРО, входящие в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, могут использовать в целом для предоставления займов около 28 млрд рублей – это поможет компаниям пополнить свои оборотные средства и успешно пройти кризисные времена.

При этом, как настоятельно советует глава правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, желательно, чтобы каждая СРО приняла такое положение о выдаче займов, хотя заставить саморегуляторов выдавать эти займы никто не может. Однако ситуация меняется стремительно, и лучше, чтобы такой документ у СРО был, тем более, что Ростехнадзор, понимая срочность по внесению изменений в документы СРО, пообещал, что все изменения будут рассматриваться и регистрироваться в самые сжатые сроки, не более 2-3 дней. При этом Ростехнадзор на своем сайте уже разместил рекомендации по содержанию таких поправок, особо обратив внимание на то, что каждая СРО должна установить конкретные параметры выдачи займов, а не переписывать общие положения из нормативных документов. Кстати, это очень интересный момент – никто не может диктовать, на каких именно условиях СРО будет выдавать займы своим членам, в том числе, под какую процентную ставку, на какой срок и с какими ограничениями, а также основаниями для отказа. Базовые параметры заложены в постановлении правительства России, однако каждая СРО должна конкретизировать их для своих членов, обсудить и одобрить на общем собрании.

Конкретные же решения о выдаче займов может принимать коллегиальный орган управления СРО, а исполнительная дирекция СРО в этой ситуации выступает исключительно как проводник решений членов СРО – это ли не настоящее саморегулирование отрасли в действии? На этом фоне заявление руководителя одной из СРО о том, что ели выдавать займы всем подряд, то их наберут ненадежные компании и с этими деньгами скроются, звучит, по меньшей мере, странно – СРО будет сама оценивать финансовое положение своих членов и решать, кому выдавать заем, а кому отказать. А такая позиция директора СРО говорит только о фантастическом нежелании принимать решения и нести за них ответственность.

Олег Сперанский также призвал СРО максимально широко оповестить своих членов о возможности получения займа, чтобы таким механизмом могли воспользоваться все желающие. «Это возможность СРО доказать свою нужность и помочь строительным компаниям в кризис»,  — добавил Сперанский. Нужно сказать, что  запросы на предоставление займов от членов СРО во многие саморегулируемые организации уже поступили. Для многих компаний, особенно в регионах, при недостатке средств и отсутствии кредитов, заем от СРО – единственная возможность поправить финансовое положение и продолжить работу.

Деньги любят счет и ответственность

Очевидно, что камнем преткновения и центральным звеном при выдаче займа станет финансовое состояние заемщика, поскольку все остальные документы он сможет представить достаточно легко, а справку об отсутствии  судимости можно предоставить в ходе рассмотрения заявки.

При этом напомним, что уже сейчас СРО имеют возможность оценить риски своих членов при контроле за исполнением госконтрактов, за которые СРО несет ответственность своим компфондом. С этой целью НОСТРОЙ разработал программный комплекс, который позволяет проанализировать бухгалтерскую отчетность компании по открытым источникам. Большинство СРО этой программой пользуется. Теперь же она доработана и расширена с учетом необходимости финансовой оценки заемщика – ее можно рассчитать по соответствующей формуле. Более того, система автоматически на основе бухгалтерского баланса проводит анализ финансового состояния заемщика, рассчитывает все показатели и делает соответствующие выводы. Заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Валерий Карпов подробно рассказал, как можно пользоваться данной системой и заверил, что все ее возможности будут доступны СРО по первому же обращению. Таким образом, снимается дополнительная нагрузка на СРО и исчезает необходимость привлекать новых сотрудников для выдачи займов. Конечно, некоторые затраты у СРО останутся, но средства на них вполне можно изыскать в бюджете для блага своих членов.

Кроме того, НОСТРОЙ формирует в Исполнительной дирекции новую структуру, сотрудники которой будут помогать СРО в проведении мониторинга финансовой устойчивости заемщиков и выдаче займов. Для этого уже разработана методика оценки финансового состояния компании, за основу которой были взяты методики Сбербанка и Банка России. Каждому заемщику на основе методики будет присваиваться кредитный класс и в соответствии с ним приниматься решение о выдаче займа.

Еще один очень тонкий вопрос – обеспечение займа. Сейчас это может быть сделано либо в виде залога, либо в виде поручительства гендиректора или третьего лица, либо в виде уступки прав требований по договору члена СРО. Саморегулируемая организация вправе как совокупность всех способов обеспечения займа, так и один из них. При этом очень важно правильно оценить обеспечение, поскольку это гарантия возврата займа. Очевидно, что если будет предоставлять залог, то должна быть и независимая оценка этого залога со стороны профессионального оценщика. Если это поручительства – должны быть критерии оценки поручителя. При этом предоставить обеспечение на стадии подачи заявления о получении займа фактически нереально, поскольку коллегиальный орган СРО должен решать, в каком объеме будет выдан заем и какое должно быть его обеспечение. Здесь НОСТРОЮ еще есть, над чем поработать.

И, конечно, нужно очень оперативно решать вопросы по взаимодействию с банками, поскольку сейчас нет никаких указаний со стороны Банка России, каким образом банки могут дать доступ к компенсационным фондам СРО для выдачи займов. Постановление правительства России для них, увы, не указ – у них сейчас действует положение о том, что из компфондов могут выплачиваться только суммы по судебным искам при возмещении вреда или неисполнении госконтракта. Банковская система инертна, консервативна, и тут Минстрой России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ должны максимально быстро обеспечить выпуск соответствующих документов – иначе вся огромная работа упрется в отказы со стороны банков. Кроме того, пока нет ясности, из каких средств СРО должна выплачивать налоги на доход от этих займов – этот вопрос возник только в ходе совещания и поставил в тупик руководство НОСТРОЙ. Очевидно, что и здесь предстоит быстро вносить изменения в действующие документы.

Последний «денежный» вопрос – как считается компенсационный фонд при выдаче займов членам, что делать, если заемщик не в состоянии вернуть заем и как в этом случае меняется размер компенсационного фонда СРО? Очевидно, что такие случаи, несмотря на все мониторинги и оценки, наверняка будут.

Что касается размера компенсационного фонда СРО, то он при выдаче каждого займа физически уменьшается на соответствующую сумму, однако все равно считается частью компенсационного фонда. Хотелось бы надеяться, что при этом Ростехнадзор не придет с проверкой и не будет требовать восстановления компфонда до исторического максимума. Если же по какой-то причине заем не будет возвращен, а на счету заемщика не хватит средств для его погашения, то тогда такой заем считается невозвратным, и убыток компфонда списывается согласно имеющейся процедуре. Но нужно ли в этом случае членам СРО восполнять компфонд до исторического максимума, ответа пока нет.

Потенциал – огромный, но будет ли желание?

Сколько же СРО смогут потенциально выдавать займы своим членам? НОСТРОЙ, опираясь на данные по размеру компенсационного фонда ОДО в каждой из СРО на 1 июля с.г., рассчитал потенциальные возможности и разделил все СРО на 4 зоны. В «зеленую» зону вошли 78 СРО – в них размер «подушки» позволяет выдавать из нее любое количество займов своим членам, но не более 50% от общего объема компенсационного фонда ОДО. Еще 119 СРО находятся в «желтой» зоне – их «подушка безопасности» составляет от 93 до 478 млн рублей, соответственно, на эту сумму могут быть выданы займы. У 21 СРО из «оранжевой» зоны есть небольшой резерв – от 4 до 10 млн рублей, который может быть использован для кредитования нескольких членов. И 4 СРО таким резервом не обладают вообще.

Таким образом, у 218 СРО, которые могут кредитовать своих членов, суммарный объем резерва составляет 29, 64 млрд рублей, на потенциальные займы может быть выделено 19,63 млрд рублей. При этом размер займа может колебаться от 705 тыс рублей до 143 млн рублей. В общем, средства немалые, и нужно ими правильно и эффективно распорядиться.

Однако, как напомнил президент СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ» Виктор Опекунов, вся эта гигантская работа должна закончиться 1 января 2021 года, то есть механизм будет действовать всего полгода. Очевидно, что помощь членам СРО понадобится и после новогодних праздников, так что необходимо срок действия этого механизма продлить, как минимум, на три года, а лучше всего, бессрочно. Кризис в строительстве только начинается. И строительные компании нуждаются в поддержке.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в целом поддержал необходимость срока продления выдачи займов, однако очень жестко заявил, что такие решение будет зависеть исключительно от работы СРО по выдаче займов в ближайшие полгода. Если все будет затягиваться, осложнит работу членам СРО, приведет к необоснованным отказам и росту недовольства строителей, ни о каком продлении не может быть и речи. Поэтому НОСТРОЙ со следующей недели начинает мониторинг работы СРО по выдаче займов – и будет делать соответствующие выводы.

Эффективность механизма выдачи займов зависит от всех СРО, но нужно понимать, что впервые за 10 лет у СРО появился реальный шанс помочь своим членам и доказать свою нужность. НОСТРОЙ готов помочь в подготовке документов, работать с Ростехнадзором, Банком России, Минстроем России, чтобы этот механизм эффективно заработал. Более того, главам российских регионов уйдет письмо за подписью министра Владимира Якушева, разъясняющее, как сейчас СРО могут помочь своим членам – региональным строительным компаниям. И через несколько месяцев и строительные компании, и власть смогут сделать выводы о том, какая СРО помогает своим членам, а какая уклоняется от этой очень востребованной возможности.

Так что первые займы лучше начать выдавать уже в конце июля – начале августа.

 

Источник: АНСБ