Данный сайт разработан для популярных браузеров, современнее IE7.
Если вы видите это сообщение, пожалуйста попробуйте зайти снова под одним из браузеров:
Opera/Google Chrome/Mozilla Firefox/Safari/Internet Explorer 8 или новее.
ЗаконодательствоДокументы СоюзаСтруктура СоюзаЧленство в СоюзеИмущественная ответственностьПроверкиПрофобучение, аттестацияИнформация
К началу страницы

Межрегиональная СРО в Перми


31 марта 2009 года в городе Перми состоялось межрегиональное совещание «Строительная отрасль: переход от лицензирования к саморегулированию», которое организовали и провели Ассоциация Строителей России и Ассоциация «Строители Пермского края».

На открытии совещания Сергей Николаевич Никитин, Вице-президент Ассоциации строителей России по Приволжскому Федеральному округу, в частности отметил: «Наше совещание посвящено рассмотрению и анализу вопросов, связанных с созданием межрегиональной саморегулируемой организации в строительном комплексе. Интерес к данному межрегиональному мероприятию с актуальной тематикой достаточно высок, о чем свидетельствует присутствие в этом зале более 100 человек из республик Удмуртия и Чувашия, Свердловской, Кировской, Челябинской областей и Пермского края. Мы рады участию в совещании представителей органов государственной власти и местного самоуправления, директоров представительств АСР и руководителей организаций строительного комплекса Приволжского Федерального округа. У нас имеется уникальная возможность получить компетентные ответы на все интересующие нас вопросы и вместе с экспертами определить пути решения проблем по созданию СРО. В связи с этим я хочу выразить особую благодарность за участие в нашем совещании Герасимову Александру Анатольевичу, члену Экспертного совета Министерства регионального развития России, главному советнику президента АСР, первому проректору Государственной академии строительства и ЖКК, доктору физико-математических наук».

Участники совещания, обсуждая вопросы практической реализации правовых требований при создании СРО в строительном комплексе, рассматривали саморегулирование в двух аспектах. С одной стороны – это техническое регулирование, которое стало актуальным в связи с вступлением в силу Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании», предусматривающего переход от системы СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов к техническим регламентам, национальным стандартам и сводам правил.

Обеспокоенность строительного сообщества вызвана недостаточно продуманными шагами по реализации требований данного закона, в связи с чем предусмотренные им технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений», а также «О безопасности строительных материалов и изделий» до сих пор не приняты. Не разработаны документы сферы технического контроля – национальные стандарты и своды правил. Действие пока еще применяемых СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов истекает в 2010 году, но и сегодня их практическое использование затруднено, поскольку они много лет не обновлялись и их содержание устарело. Таким образом, принятые в июле 2008 года изменения в федеральное законодательство, связанные с введением в систему градостроительных отношений института саморегулирования, создали весьма жесткую по срокам ситуацию: формирование системы саморегулируемых организаций строительного комплекса должно быть полностью завершено к 2010 году.

Государство оставляет за собой целый ряд функций, которые определены конституцией. В первую очередь, это вопросы безопасности в строительстве. Технические нормативные документы – это зона технических регламентов, которые будут вводиться федеральными законами и постановлениями правительства

К компетенции СРО отнесена разработка локальных нормативных документов, относящаяся к правилам и стандартам, названная законодателем актами добровольного применения и отданная на откуп «любым физическим и юридическим лицам».

Предстоит серьезная работа по сертификации, разработке системы оценки соответствия на этапе выполнения требований безопасности. Это большой и сложный объем работы, который необходимо выполнить.

Второе направление предусматривает обеспечение имущественной ответственности членов СРО, для чего разработаны механизмы страхования гражданской ответственности, формирования компенсационного фонда СРО (которое является обязательным), и создание системы личного и (или) коллективного страхования. Коллективная материальная ответственность в современных условиях – один из важных рычагов саморегулирования.

Саморегулирование позволяет также создать систему альтернативного регулирования споров. Несколько СРО в кооперации друг с другом могут исполнять функции, например, третейского суда.

Сейчас процесс создания СРО идет достаточно активно. Начавшиеся в регионах процессы свидетельствуют о том, что формирование СРО осуществляется по разным направлениям – по региональному признаку, по признаку единства вида деятельности или функций в градостроительном процессе и с учетом ряда других признаков.

Актуальной становится идея создания межрегиональных и национальных объединений СРО с целью унификации разработанных документов, поскольку сохранение единства предпринимательского и технологического пространства является федеральным приоритетом.

Другим важным вопросом является объединение СРО строителей, проектировщиков и изыскателей. Данные виды деятельности разделены законом. И компании, ведущей все три вида деятельности, приходится вступать в три разные СРО.

Важно принять поправку в закон, предусматривающую четвертый тип СРО – «комплексные», которые объединяют субъекты бизнеса, осуществляющие и строительство, и проектирование, и изыскания. Особое место должна занять работа с Ростехнадзором, который ведет реестр СРО.

И, наконец, необходимо при формировании системы СРО тщательно следить за тем, чтобы предусмотренные законодательством и возникающие из дополнительных требований и условий СРО инструменты и механизмы их деятельности создавались с минимальными финансовыми издержками для конкретных строительных организаций и, в то же время, обеспечивали их эффективное функционирование. Речь, прежде всего, идет об использовании предусмотренного законодательством права на делегирование полномочий СРО в целях создания централизованной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность всех СРО, входящих в систему. Это относится к централизованным службам экспертизы и контроля деятельности организаций – членов СРО, сертификации выпускаемой ими продукции, сертификации их персонала, органов по разработке и унификации технических нормативных документов, типовых правил и требований, и многому другому, чем должна заниматься СРО. Необходимо помнить, что затраты организаций в той или иной форме, но обязательно будут отражены в стоимости производимых ими товаров и услуг, и минимизация этих затрат очень важна.

С отменой в 2010 году лицензирования строительной деятельности всем участникам этого рынка придется войти в саморегулируемые организации (СРО), которые будут обладать полномочиями по выдаче допусков на разные виды работ, по формулированию норм и правил строительства, по определению компенсации за счет особого фонда ущерба третьим лицам. Лучше всего в этом направлении сегодня работает Ассоциации Строителей Пермского края под руководством Смольникова Леонида Ивановича, в состав которой входит более 50 строительных компаний.

Журнал «Промышленник»

(приложение к журналу «Промышленность и безопасность»)

№ 2 (4) март 2009 г.



Печать
Статистика посещений