Наиболее безболезненно этот процесс переживает массовый сегмент, где и до санкций доля импортных составляющих была невысокой.
С начала активного процесса импортозамещения (после февраля 2022 года) доля зарубежных западных материалов и технологий снизилась в отдельных классах жилого строительства на 20–30%. Так, в классах стандарт и комфорт доля зарубежной номенклатуры теперь составляет всего 6–10%, в бизнес-классе — около 20–30%, в премиум — около 30–40%. Такие данные содержатся в исследовании аналитиков IKON Development (есть у редакции), которые проанализировали данные от разных застройщиков.
Снижение доли импортной продукции (в основном европейской) связано с заменой ее на российские аналоги, а также турецкие и китайские. Как отмечают аналитики, в классах стандарт и комфорт импортозамещение проходит безболезненно, поскольку доля зарубежных составляющих здесь была и до введения санкций и ухода европейских компаний низкая.
Жилье уровнем выше, например бизнес-класс, более зависимо от иностранных технологий и материалов. Уровень проникновения импорта здесь достигает 20–30%, а до ограничений он был еще выше. Однако больше всего санкции повлияли на премиальную недвижимость. В этом сегменте зарубежные материалы сейчас составляют порядка 30–40% от общей номенклатуры проекта, а могли достигать 70%.
В Рейтинговом агентстве строительного комплекса (РАСК) долю импорта в строительстве жилья в целом оценивают как невысокую. По их данным, в стройматериалах этот показатель составляет около 15%. Например, в компании ГК «ПИК», которая является крупнейшим застройщиком жилья, доля импортных материалов и оборудования не превышает 5%. Такой цифры удается достичь в том числе благодаря собственным производственным мощностям, которые позволяют обеспечивать стройку всем необходимым — от мелкоштучных изделий, окон и тротуарной плитки до фасадных панелей, лифтов и сантехнических модулей.
«Сегодня европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок. Большинство комплектующих, используемых в наших лифтах, мы производим сами: это кабины, двери, грузы противовеса, посты приказов, другие металлоизделия и лифтовую аппаратуру», — сказал генеральный директор завода МЭЛ (входит в ПИК) Руслан Родиков.
Иное дело — оборудование, где доля импорта достаточно высокая, отмечают в РАСК. «Основные риски приходятся на замещении импортного оборудования, где его доля достигает 60–80%. Пока это проявляется не сильно, но уже осенью отрасль может почувствовать сложности не только в приобретении нового оборудования, но и в поставках запчастей для ремонта», — говорит гендиректор РАСК Федор Выломов. По его словам, в части оборудования большие надежды на параллельный импорт. Но компаниям уже сейчас нужно искать альтернативы на рынках дружественных стран и выстраивать новые логистические цепочки, подчеркнул он.
В целом каких-то значительных изменений в импортозамещении жилищного строительство пока не произошло, продолжил глава РАСК. «Сейчас пока просто увеличивается стоимость импорта из-за переориентации товарных потоков. Кроме того, стоит понимать, что, например, один из самых больших потоков импорта стройматериалов идет из Беларуси и близлежащих стран ЕАЭС», — добавил Выломов.
Антон Глушков, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ):
— По данным Минпромторга России, на сегодняшний день доля импортных стройматериалов, применяемых в строительстве, составляет 4%. Мы полностью обеспечиваем стройки отечественным бетоном и железобетонными изделиями, стальными конструкциями и трубной продукцией из металла. Но имеется необходимость замещения продукции в части электротехники и слаботочных систем, бетонных добавок, лифтового и насосного оборудования.
Для импортозамещения НОСТРОЙ по поручению Минстроя России выпустил каталог — электронный сервис для быстрого подбора аналогов строительной продукции иностранного производства, выпускаемых на территории России или дружественных государств. В его основе — анализ проектно-сметной документации типовых проектов объектов образования, медицины, спорта, социального назначения, инженерной инфраструктуры и др. Результаты показали, что строительные материалы отечественного производства применяются практически в 100% случаев. Несколько сложнее ситуация с вентиляционным, теплоэнергетическим и насосным оборудованием.
Доля зарубежного оборудования и материалов, которые используются при строительстве жилья, варьируется в зависимости от класса. В комфорт-классе доля импортных материалов и оборудования и ранее не превышала 10%, аналоги найти будет несложно. В новостройках бизнес-класса доля импортных материалов, особенно отделочных, и оборудования существенно выше. Работу по подбору аналогов в этом направлении уже ведем совместно с нашими экспертами и рабочей группой, созданной при Минстрое России, а строительные компании выстраивают новые логистические цепочки.