Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, избранный на этот пост два месяца назад, активно представляет позицию Нацобъединения на самых разных уровнях – от Правительства России до региональных совещаний. О том, какие задачи ставит новый президент НОСТРОя на новом этапе, он рассказал Агентству новостей «Строительный бизнес»:
— Антон Николаевич, со дня Вашего избрания на пост президента НОСТРОя прошло более двух месяцев, и хотелось бы узнать о первых впечатлениях от работы на этом посту и, конечно, о планах на ближайшие четыре года.
— Хочу напомнить, что в ходе предвыборной кампании с учетом наказов, высказанных коллегами из СРО разных регионов, я взял на себя определенные обязательства. Сейчас вместе с исполнительной дирекцией НОСТРОЙ, координаторами, членами Совета мы начали работу для выстраивания системы по выполнению этих обязательств. Я ставлю задачу к осеннему съезду НОСТРОя выстроить и запустить все процессы, о которых мы договорились на окружных конференциях, и отчитаться уже о первых результатах работы по этим направлениям.
Первая задача стратегическая — усилить взаимодействие с органами исполнительной власти. НОСТРОЙ последние три года был нацелен на то, чтобы все саморегулируемые организации перешли на работу в условиях новых требований законодательства о саморегулировании и четко исполняли эти требования, чтобы всеми СРО был введен принцип регионализации и сформированы компфонды в соответствии с законом. То есть у СРО было много внутренней работы и не оставалось времени заниматься проблематикой, которая касается уже не их напрямую, а самих строителей.
Но мы видим, что последние три года были тяжелыми для отрасли и тенденции развития имели объективно негативный характер. Поэтому нужно усилить помощь коллегам-строителям, и нынешний этап должен быть направлен не на развитие системы саморегулирования как таковой, а на общественную функцию представления интересов компаний – членов СРО перед органами исполнительной власти и оказание любой помощи, в первую очередь методологической, которая помогла бы строителям адаптироваться к нынешним непростым экономическим условиям. Мы все заинтересованы, чтобы строительная отрасль максимально сохранилась в том объеме компаний, который сейчас есть.
В последние недели прошло много совещаний, связанных с реформой долевого строительства жилья. 1 июля — день перехода на проектное финансирование строительства жилья — уже наступил, законодательство поменялось в двадцать шестой раз, и это не предел. Последний пакет поправок очень серьезный, содержит много новых положений, но я рад той работе, которую удалось провести за последние два месяца. И прежде всего тому, что Правительство России и Минстрой России увидели в НОСТРОе готового коммуникатора, на площадке которого можно организовать взаимодействие для помощи строителям и застройщикам во всех регионах России. Доказательством этому стало первое за время существования Национального объединения строителей совещание по вопросам реформы жилищного строительства с участием вице-премьера Виталия Мутко, Министра строительства Владимира Якушева, представителей Банка России и всех заинтересованных ведомств. Такого количества VIP-лиц в стенах НОСТРОя не было ни разу, и это хороший показатель того, что нацобъединение своими действиями и содержательным подходом заявил себя как активного участника в представлении интересов строительных компаний при корректировке законодательства.
— Учтены ли предложения НОСТРОя в последнем пакете поправок к закону о долевом строительстве?
— Да, из девяти предложений НОСТРОя семь учтены. Первое, что удалось, — доказать право застройщика на выбор, в каком объеме и по какой схеме работать. Начатые проекты, попадающие под переходные положения, он может завершать на старых условиях, а новые начинать уже на основе эскроу-счетов. В законопроекте ранее был прямой запрет на такое совмещение, но к позиции НОСТРОЙ прислушались и этот запрет убрали. Во-вторых, мы настояли, чтобы из закона ушли двойные требования к застройщику, который одновременно работает по разным схемам. Ранее все требования, которые были прописаны при долевом строительстве жилья, распространялись и на строительство по счетам-эскроу. Теперь этого в законе нет. Это самые важные наши поправки, также был решен ряд технических моментов. В целом мы довольны тем, сколько предложений НОСТРОЙ удалось провести.
— А что не учли?
— Самый принципиальный момент, о котором не договорились, – в законе остались избыточные требования к организациям, которые переходят на эскроу-счета – они все-таки должны получать заключение о соответствии проекта. В законе указано, что ЗОС будет отменен, но через два года. По моему мнению, логика в принятии такого решения отсутствует.
И еще один негативный момент, который не удалось убрать из текста закона, – это отсекающий срок по достижении 30% готовности проекта. Сейчас в законе появилась норма, которая отсылает к отдельному постановлению правительства России, устанавливающему этот четкий срок, после которого 30% готовности объекта уже достигать будет нельзя. Постановления правительства пока нет, есть три позиции по этому сроку. Первая позиция состояла в том, что срок должен быть 1 июля. Но поскольку форма заявления появилась только 4 июня и вступила в действие 14 июня, то самый добропорядочный застройщик не успел бы оформить документы и получить документы до 1 июля.
Сейчас эту дату уже преодолели, и можно говорить о следующей, которая сегодня озвучивается Минстроем России, — это 1 октября. По мнению министерства, 3 месяца достаточно для застройщиков, у которых есть объекты в высокой степени готовности, чтобы подать заявление о достройке по старым схемам.
Третий вариант, который предлагает, в том числе, и профессиональное сообщество, – это 1 января 2020 года. Нужно понимать, что сейчас 80% строительного рынка в денежном выражении – это жилищное строительство, и застройщики – это не просто управляющие компании, это заказчики, которые нанимают большое количество строительных компаний – подрядчиков. Не будет застройщиков – не будет работы у строителей. И поэтому мы настаиваем на более плавном переходном периоде для застройщиков. Многие коллеги склоняются к дате 1 января, и основная наша задача – максимально убедить правительство России, чтобы в постановлении была закреплена именно эта дата.
— Правительство России слышит то, что до него стараются донести профессионалы?
— Правительство слышит нас очень хорошо – все послабления для застройщиков появились в результате конструктивного диалога профессионалов с чиновниками. Кроме того, есть поставленная президентом России задача к 2024 году достичь строительства 120 млн кв. м жилья в год. Все участники диалога искреннее стремятся сохранить строительную отрасль, потому что никому не нужны массовые банкротства застройщиков и строителей. А сейчас наблюдаются очень тревожные тенденции. Согласно официальной статистике, за год количество компаний-застройщиков, по которым началась процедура банкротства, увеличилось в полтора раза. В мае 2018 года количество таких застройщиков было 294, а в мае 2019 года – 448. В полтора раза за год! И причина совсем не в новом законе, а в фатальном отсутствии спроса.
Застройщики к закону постепенно приспособятся как еще к одному административному барьеру, но в России действует классическая структура рынка, и когда застройщик поднимает цену, он тем самым еще снижает спрос на жилье. Кроме того, пока не удалось выйти на ставку по ипотеке, которая заложена в нацпроекте – она не 8%, а ближе к 10%, и продолжает расти. И это очень сильно влияет на принятие гражданином решения, взять ли ипотеку. В целом качество заемщика и уровень доступности жилья не растут. Проблема ведь не в том, чтобы преодолеть закон, а в том, чтобы заместить спрос, который выпал в результате снижения доходов населения.
При этом рассчитывать, что рынок оживет, или на деньги, которые лежат у граждан России на депозитах, неразумно. Тем более, что это разные категории граждан. Те, кто аккумулируют свободные денежные средства на счетах, как правило, не нуждаются в жилье. Жилье нужно тем, у кого сейчас средств на него не хватает. Чтобы рынок ожил, он должен стать привлекательным для инвесторов – только тогда он начнет работать. А сейчас инвесторы не торопятся вкладывать в жилье, потому что его доходность менее 10% годовых, а риски огромные. Инвестору проще и надежнее положить свои средства на депозит в банк. Кроме того, и банки не особенно интересуются стройкой – им нужны проекты с рентабельностью не менее 20%, а под нее почти никто не попадает. И раз строительная отрасль не интересна для инвестиций ни банкам, ни частным инвесторам, а у большинства населения денег нет, то с рынка строитель средства взять не может, и застройщики банкротятся один за одним. В этом корень всех проблем.
Так что закон мы преодолеем, и после того, как все заложенные в законе инструменты начнут работать, для нас откроется два направления деятельности. Первое – непосредственная помощь строительным компаниям. НОСТРОЙ приступает к формированию карты доходности застройщиков по регионам России. Нужно понять, в каких регионах строители смогут продолжать работать самостоятельно, а в каких необходимо участие государства, субсидирование процентной ставки для заемщика, стимулирование ипотечной активности – то есть, где регионы в рыночную модель не укладываются.
— По факту это будет 95% всех регионов.
— По нашим оценкам – около 70% регионов. Это первая задача. А вторая – стимулирование спроса. Для этого существует много механизмов. Заместить в чистом виде деньги населения государственными заказами или субсидиями невозможно. Нужно что-то еще делать – запускать механизм ипотечных ценных бумаг, например. Дополнительные средства в жилищное строительство однозначно нужно привлекать. И поиск таких механизмов – это самая сложная задача, которая мгновенно не решится, но ей нужно заниматься.
Кроме того, мы очень много говорили с Минстроем России про реформу ценообразования в строительстве, и здесь НОСТРОЙ оказался в нужное время в нужном месте. На мой взгляд, сейчас уже все создано, чтобы пересчитать региональные индексы в существующей базисно-индексной модели. Переход к так называемому ресурсному методу теперь будет мягким благодаря единичным расценкам, когда стоимость материалов выделяется отдельно и учитывается по рынку.
Для того, чтобы этот метод хорошо заработал, необходимо реализовать две задачи. Первая – организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов по 400 единиц в каждом регионе. Раньше это не удалось сделать, потому что такая обязанность была у товаропроизводителей. Теперь она переложена на Главгосэкспертизу России, но в каждом регионе ей самой с этой задачей очень сложно справиться. И здесь НОСТРОЙ выступает связующим звеном между строителями и производителями стройматериалов в каждом субъекте, чтобы помочь очень оперативно эту базу сформировать.
— Но стройматериалы не находятся в зоне ответственности НОСТРОЙ…
— Да, не находятся и не попадают под наше регулирование, но потребителями стройматериалов являются члены СРО. И они, как никто другой, заинтересованы, чтобы та стоимость, по какой фактически приобретаются материалы, соответствовала действующей расценке. Что такое расценка? Это заработная плата рабочего плюс стоимость ресурса. Ресурс формируется путем обновления и мониторинга строительных материалов, а заработная плата теперь считается по новой методике, которая выделяет непосредственно строительную отрасль.
Напомню, что сейчас каждый регион самостоятельно делает расчет средней заработной платы и выбирает ту среднюю стоимость ресурсов, которая есть в регионе на самом деле. Задача региональных СРО здесь состоит в том, чтобы убедить губернаторов сделать и утвердить эти расчеты очень быстро и правильно.
— А у СРО в регионах есть такое влияние? Как правило, в регионе СРО живет отдельно, а власти отдельно.
— По-разному. И поэтому третье направление – это работа в регионах. В Москве НОСТРОЙ видят, нами интересуются, позицию нашу спрашивают. Но это в Москве. В регионах, особенно если там работает не одна, а несколько СРО, а консолидации коллег нет и общее мнение у них не сформировано, конечно, львиная доля губернаторов и даже региональных министров строительства о СРО ничего не знают. Нужно добиваться, чтобы выстраивалась коммуникация между саморегулируемыми организациями и региональными властями, чтобы нас слышали. Например, чтобы представитель СРО участвовал в каждом совещании по долевому строительству у вице-губернатора или у министра и выражал позицию НОСТРОЙ. Тогда отношение к СРО будет совершенно другое. На федеральном уровне нацобъединение будет доносить и отстаивать свое мнение в составе коллегии Минстроя России, а в регионах самим СРО нужно немного приподняться над ежедневной работой и подумать о том, чтобы их деятельность была видна, чтобы их уважали.
Кроме того, сейчас НОСТРОЙ возобновляет практику подписания соглашений с регионами России и с дружественными общественными объединениями. Уже подписано соглашение с Российским Союзом Строителей – это хороший, давний партнер НОСТРОЙ, из которого вышла львиная доля СРО в регионах. Если мы обсуждаем одни и те же вопросы, защищаем интересы одних и тех же строителей – разве мы должны конкурировать? Для губернаторов что Союз строителей, что Национальное объединение строителей – все едино, а у каждого из нас есть свои ресурсы, мы можем и должны работать вместе, и мы об этом договорились. Кроме того, о такой же совместной работе достигнута договорённость с НОПРИЗ — история отношений у нас давняя, сложная, но цели одни. Также НОСТРОЙ взаимодействует с Торгово-промышленной палатой и РСПП, чтобы вместе работать на нужный для отрасли результат.
И, как я уже говорил, НОСТРОЙ активно заключает соглашения о сотрудничестве с руководителями субъектов федерации. За последний месяц подписаны соглашения с Ленинградской, Архангельской и Владимирской областями, еще с двумя регионами будут подписаны в ближайшие дни. Соглашения подписываются на личной встрече президента НОСТРОя и губернатора региона, мы беседуем, обсуждаем важные вопросы. Теперь главное, чтобы эти контакты и договоренности не остыли и появился результат работы. Потому что, если после подписания пройдет полгода и ничего не будет сделано, про соглашения все забудут.
— А какие изменения в работе самого НОСТРОЙ произошли в последнее время?
— Сейчас в НОСТРОЙ идут структурные преобразования. Экспертный совет, который я возглавлял с момента его создания, теперь возглавляет Алексей Белоусов. Кроме того, создана Научно-консультативная комиссия, которая должна готовить разъяснения законодательства в области саморегулирования, ее руководитель – Александр Мешалов. Как я и обещал в ходе предвыборной кампании, мы создали Технический совет, который будет заниматься вопросами технического регулирования, причем не только на уровне СТО НОСТРОЙ, а вообще всей системой техрегулирования в строительстве. Здесь в ближайшее время предстоит решать очень непростые задачи: необходимо систематизировать документы технического регулирования в строительстве и максимально избавиться от ведомственных сводов правил, стандартов и СанПИНов. Такая задача поставлена Правительством России, я пока до конца не понимаю, как мы к ней приступим. Но дорогу осилит идущий, и надеюсь, что мы с этим справимся.
И последнее направление, о котором очень много говорили, — разного рода образовательные проекты. В первую очередь, это активизация работы Совета по профессиональным квалификациям в строительстве (СПК) и создание Центров независимой оценки квалификации (ЦОК). Это тем более актуально, что с 1 июля независимая оценка квалификации стала единственным методом оценки профессионального уровня сотрудников. Да, пока она не стала обязательной процедурой, но тем не менее НОСТРОЙ и СПК должны сделать все, чтобы эта система заработала правильно. Для исключения ошибок, усиления СПК и выстраивания максимально эффективной его работы, НОСТРОЙ плотно взаимодействует с Национальным агентством по развитию квалификаций. Что касается организаций, которые аккредитованы как ЦОКи, то они должны работать как наши операторы по единым требованиям и в рамках единого программного комплекса. Все должно быть абсолютно прозрачным и единообразным. Это большая техническая работа, здесь у НОСТРОЙ в сравнении с коллегами есть запоздание, но руководители СПК и нацобъединения уже съездили и посмотрели, как работают СПК сварщиков, лифтовиков и ЖКХ, как у них разрабатываются стандарты, оценочные средства, требования к ЦОКам. Нам есть, чему поучиться у коллег и, кроме того, мы хотим, чтобы наши ЦОКи стали центрами компетенций в регионах, чтобы строитель мог в одном месте получить и образовательные программы, и независимую оценку квалификации.
Вот, кратко, задачи НОСТРОЙ на ближайшее время.
— В завершение не могу не спросить: тяжела ты, шапка президента НОСТРОя?
— Тяжела – нет, а интересна – точно! Конечно, я не хочу терять связь с родным Красноярским краем и со своей работой, со своим бизнесом, поэтому я часто бываю там. Но должен признать, что за первые два месяца я большую часть времени провел по делам нацобъединения. Не обязательно в Москве, потому что мы за это время проехали много регионов России, и эту практику будем всячески продолжать. В июле состоится выездное заседание Совета НОСТРОя в Белгороде, и в дальнейшем каждое третье заседание Совета у нас будет выездным. Нужно, чтобы НОСТРОЙ видели в регионах, и чтобы мы понимали, что происходит в каждом регионе, тем более, что там есть опыт, которым можно гордиться и тиражировать.
Ну а в целом, представления о моей новой должности у меня были вполне адекватные, потому что я в НОСТРОе проработал 10 лет, с момента его основания, с первого дня состоял в Совете. Поэтому чем занимается президент и какие задачи стоят перед НОСТРОем, я прекрасно знаю. Наследство мне досталось хлопотное, но хорошее – нет каких-то тяжелых обязательств или скандалов, идет спокойная плановая работа. А в стратегическом плане будем работать над тем, чтобы наши коллеги-строители, уплачивая нам членские взносы, не смирились с нами, а оценили – в самом хорошем смысле.