Откуда появляется долгострой и что нужно, чтобы его не было. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в эфире программы «Утро России», телеканала Россия-1

Опубликовано: 09.12.2020, 12:55 Изменено: 09.12.2020, 12:55

 

В России насчитывается около 8 тысяч замороженных объектов, на которые выделялись бюджетные деньги. Недостроенные школы, больницы и садики могут простаивать годами. Почему десятки миллионов рублей тратятся впустую, разбирался наш корреспондент Александр Блинников и ведущие в студии — с руководителем Комиссии общественного совета при Минстрое России, президентом Национального объединения строителей Антоном Глушковым.

— Антон Николаевич, доброе утро. Есть мнение, что проблема в том, что у нас нет четкой нормативной базы и ответственного министерства. Как вы считаете, какое министерство должно нести ответственность за долгострой, и что должно быть прописано в этой нормативной базе?

— Действительно если мы посмотрим ситуацию, то сейчас вопросами, связанными со строительством, занимаются у нас более 7 министерств. И в этой связи очень сложно определить крайнюю фигуру – за это отвечает и министерство финансов, более того, и бизнес сам разрабатывая проектную документацию, выполняя работу, тоже вовлечен в этот процесс.

— Сейчас в законе есть понятие «незавершенное строительство» и, соответственно, ответственность за это?

— Нет сейчас такого термина в принципе нет. Есть «объект незавершенного строительства», а объект «долгострой», который существует сейчас, нет (термина). И поэтому есть прямое поручение определить критерии: в каких случаях целесообразно достраивать объект долгостроя, а в каких гораздо дешевле просто демонтировать и построить аналогичный объект заново.

— Вот то о чем вы говорите сейчас, нередко можно увидеть особенно в регионах. И, конечно, у людей возникает вопрос: неужели дешевле начинать строительство заново, нежели достроить то, что уже практически построено?

— Даже на примере сюжета, который вы показывали, у нас за последние годы существенным образом поменялось законодательство, связанное не только с непосредственно конструктивной безопасностью зданий, но и все пожарные требования, требования санитарные. Когда касается социальных объектов, действительно, очень часто приспособить старый проект, который уже начат в реализации, к современным требованиям просто невозможно.

—  Все-таки я не совсем понимаю: есть же конкретная смета, конкретный человек подписывает эту смету, деньги государство выделяет, выделяет деньги немалые. Почему тот человек, который подписывал, он не несет персональную ответственность? Может быть, в этом весь корень зла?

— Наверное, здесь можно винить непосредственно экспертные организации, которые подтверждают достоверность сметной стоимости. Но я напомню, что у нас до последнего года все, что связано было с государственными контрактами, носило твердую фиксированную цену, и никоим образом инфляция даже не учитывалась в этом процессе. У нас с этого года только появился термин «дефлятор».

— Функционерам сложно. Но мы сейчас со стороны людей выступаем, которые живут в каких-то районах, где они ждут с нетерпением и видят, как строятся школа, садик… И вдруг всё это встало. И до слез жалко, что не дождались. Нужно, может быть, что-то прописать, чтобы до такого не доводилось?

— Во-первых, обязательно, как мы уже вначале сказали, определить термин – что такое долгострой юридически. И второй момент. Мы должны определить конкретное ответственное лицо за реализацию этого долгостроя. В моем понимании это должно быть, конечно, Министерство строительства Российской Федерации.

— Работа в этом направлении ведется?

— Да, работа в этом направлении ведется. У нас на протяжении, наверное, последнего полугода активно создается служба единого заказчика. Очень сложно обеспечить именно разработку качественной проектной документации, не обладая достаточной компетенцией. Укрупнение компетенций в лице введение института единого государственного заказчика, безусловно, должно уровень поднять проектной документации, исключить ошибки, обеспечить правильность принимаемых решений. И в этой связи количество долгостроя должно сократиться. Есть еще один момент, на который, наверное, надо обратить внимание. Уж очень часто у нас стоимость проекта подгоняют в ложе тех денежных средств, которые предусмотрены в бюджете на него. Это порочная практика. Объект должен стоить ровно столько, сколько он должен стоить в соответствии с проектной документацией, а не столько, сколько на него отвели средств бюджета.

— Спасибо. В студии утреннего эфира был руководитель комиссии Общественного совета при Минстрое России, президент Национального объединения строителей Антон Глушков.