Вопросы снижения финансовой нагрузки на строительные компании в рамках госзаказа будут включены в доклад Президенту РФ

Опубликовано: 22.03.2022, 17:03 Изменено: 22.03.2022, 17:03

Ключевые вопросы ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России по нацпроектам в сфере градостроительства обсудили в аппарате омбудсмена в пятницу, 18 марта. В дискуссии приняли участие уполномоченные по защите прав предпринимателей, члены Общественной палаты РФ, а также представители отраслевых общественных объединений, бизнес-сообщества, юристы и профильные эксперты.

Омбудсмен по нацпроектам в сфере градостроительной политики Елена Киселева отметила, что подготовка доклада ведется по широкому спектру тем – направлений регулирования: жилищное строительство, строительство инфраструктурных объектов, внедрение технологий информационного моделирования, проблематика госзаказа и, конечно, меры поддержки строителей в 2022 году.

НОСТРОЙ принимает участие в формировании раздела о снижении финансовой нагрузки на строительные организации в рамках госзаказа. Начальник управления нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Десятова в ходе своего выступления раскрыла два ключевых на сегодняшний день вопроса.

Первый – это отмена избыточных требований об обеспечении исполнения государственных контрактов. Позиция нацобъединения об избыточности законодательного требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств обусловлена тем, что член саморегулируемой организации, участвующий в формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) СРО, помимо прочего, обязан обеспечивать исполнение контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе путем внесения на счет заказчика собственных средств или предоставления банковской гарантии. Однако подобное требование дублирует обеспечительную функцию КФ ОДО саморегулируемой организации и создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации.

Профессиональное сообщество настаивает, что ни банковская гарантия, ни иные способы обеспечения обязательств, предусмотренные законодательством о контрактной системе, не должны применяться при проведении закупок в сфере строительства, поскольку их целью является обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств по контракту, которые уже обеспечены средствами КФ ОДО саморегулируемой организации в соответствии с ГрК РФ.

«Согласно открытым данным, в период я 1 января 2021 года года в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 строительными организациями с первым уровнем ответственности (размер обязательств от 3 до 60 млн рублей) заключено 108 166 договоров (контрактов) общей стоимостью свыше 1,4 трлн рублей. При авансировании всех этих договоров (контрактов) в размере 50% общие затраты строителей на банковские гарантии при средней ставке 3% составят свыше 21 млрд рублей. При отмене требования о дополнительном обеспечении сверх обеспечения СРО эти средства могут остаться у организаций и быть направлены на исполнение обязательств, выплату зарплат и обязательных платежей. В текущих экономических условиях такая чрезмерная и необоснованная финансовая нагрузка на строительные организации должна быть упразднена», – подчеркнула Ольга Десятова.

Второй вопрос доклада касался необходимости перехода на факторную модель системы обеспечения и сопровождения расчетов по контрактам в зависимости от цены заключенного контракта.

Так, в соответствии с действующим законодательством, все авансы по контрактам свыше 100 млн рублей подлежат казначейскому сопровождению. При этом механизм казначейского сопровождения расчетов представляет собой контроль целевого использования бюджетных средств.

Применение действующих норм в части казначейского сопровождения на практике представляет собой следующий механизм: для использования средств, находящихся на лицевом счете в казначействе, подрядчик предоставляет в территориальные органы Федерального казначейства заключенный госконтракт, платежное поручение и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средства (товарные накладные, акты приемки-передачи, счета-фактуры). Иными словами, для получения денежных средств в счет аванса по контракту, которые подлежат казначейскому сопровождению, подрядчик обязан выполнить работы за счет собственных (заемных) средств, что нивелирует природу предварительного платежа в виде аванса. По своей сути при использовании механизма казначейского сопровождения расчетов по авансовым платежам такой платеж является оплатой фактически выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг).

«Таким образом, действующее право предоставлять авансы фактически не работает. Подрядчикам придется изыскивать денежные средства для выполнения первых этапов реализации контракта (договора), чаще всего – это банковские кредиты, – пояснила спикер. – В этой связи НОСТРОЙ предлагает перейти на факторную модель системы обеспечения и сопровождения с разграничением видов расчетов и видов обеспечения по ним».

Подводя итоги обсуждения, омбудсмен Елена Киселева подтвердила, что все предложения НОСТРОЙ будут учтены в итоговой редакции доклада Президенту РФ.

  Совершенствование системы государственных закупок в строительстве